О жизни
и образовании
ГЛАВА ВТОРАЯ
— В начале 1990-х, когда появились рыночные отношения и вы создавали свой первый бизнес, наука и высшее образование не очень-то ценились. Вы и сами фактически бросили институт.

— Да, это правда. Мама настаивала на приличном вузе, и я поступил в МЭИ. Выбрал кафедру автоматизированных систем управления тепловыми процессами, поскольку интересовался радиоэлектроникой. После первого курса меня на два года забрали в армию. А далее завертелось: семья, дети, производственный кооператив — надо же семью обеспечивать. Мы делали телевизионные декодеры — конкретный востребованный продукт, и мне это больше нравилось, чем учеба. Я перестал ходить в институт, пропустил сессию и в итоге был отчислен за неуспеваемость.


— Но потом вы отучились год в университете бизнеса и информационных технологий…


— Просто получил кое-какие прикладные знания по финансам и так далее.
Вместе с научными знаниями люди приобретают не только ясный взгляд на мир, но и умение думать, то есть критическое мышление.
— В 1994-м вы становитесь акционером МКБ, а через два года вдруг получаете диплом липецкого политеха…

— У меня был хороший знакомый из Липецка — профессор технического университета.
Я в то время часто летал в этот город, потому что купил сахарный завод, хотел заняться агробизнесом. Встречаюсь с ним, говорим о разном, и он предлагает: «Давай вместе диссертацию напишем». Тема — прогнозирование плотности полимерных композитных материалов. Расчетные модели и так далее. Математика меня всегда манила, и я согласился. Должен же быть у предпринимателя свой досуг.


— Вам это хоть как-то пригодилось?

— С точки зрения практического применения — никак.


— Но вы бизнесмен, это всегда прагматика, а тут получается напрасная трата времени.

— Встречный вопрос: что такое обучение? Зачем учиться? Меня младшие дети спрашивают: «Зачем нам нужна таблица умножения?»


— В жизни бывают ситуации, когда под рукой нет калькулятора.

— Калькулятор, допустим, найдется. Нет, таблица умножения — это часть математического языка, с помощью которого можно описывать окружающий мир, и тогда он становится гораздо понятнее. Вот вам какой предмет в школе особенно нравился?
— Неожиданно для себя увлекся геометрией.

— И что, она как-то пригодилась в жизни?

— Конкретно — никак. Но уже после школы понял, что она развивает пространственное мышление и аналитические способности,
а это полезно.
— Правильно. Вместе с научными знаниями люди приобретают не только ясный взгляд на мир, но и умение думать, то есть критическое мышление. Наука развивается через вопросы и сомнения, это всегда какой-то взгляд, рефлексия, проверка гипотез, поиск верных ответов.
И когда человек все это впитывает в себя, то становится сильнее. Научное знание заставляет мозг тренироваться. Наверное, я идеалист, но мне кажется, что люди, которые понимают, как устроен мир, обладающие критическим мышлением, умеющие задавать вопросы, чувствуют себя более уверенно в этом мире. Я это ощущаю на себе и вижу в других.


— Если говорить о бизнесе, какое-то удачное решение — как следствие — можете привести в пример?


— Нет, это так не работает. И в науке то же самое. Фундаментальная наука не имеет прямого практического применения. Геометрия Лобачевского долгое время считалась полной блажью. А потом оказалось, что без всех этих кривых и гипербол — никуда. Хотелось бы ответить бизнес-изданию, что научное мышление помогло мне заключить удачную сделку, выработать успешную стратегию, но нет. Могу сказать, в какой момент я четко сформулировал для себя важность научного мышления — когда читал философов: Бертрана Рассела, Карла Поппера.
Но это именно что сформулировал. А осознавал, мне кажется, всегда.
Важно то, что у ребенка формируется самостоятельное мышление. Он учится, задает вопросы, ищет ответы — значит, уже ведет самостоятельную жизнь.
— Еще со школы?

— Это критично важно — какие были учителя. У меня, например, была очень хорошая учительница истории. Она преподавала настолько увлекательно, что в 7-м классе, когда гороно проводило в нашей школе опрос, кто кем хочет стать, я написал: «Археологом». Если честно, только ради того, чтобы отстали. Но ощущение магии изучения мира с тех пор осталось.
Я, в общем-то, мало что помню из тех уроков истории, но фундамент живого интереса
и системного взгляда сохранился. Когда Эйнштейна спросили, что такое образование, он сказал: «Это то, что останется с вами, когда вы забудете все, что учили».

— Вы не раз говорили, что всегда готовы вкладываться в образование своих детей,
и одна из ключевых программ вашего благотворительного фонда «Арифметика добра» тоже связана с образованием. В прошлом году к ней присоединился еще и МКБ…

— Да, это программа «Шанс». Мы организуем репетиторские онлайн-занятия с воспитанниками детских домов из разных регионов страны. Я убежден, что все дети должны воспитываться
в семье и никакой альтернативы семье быть не должно. Но если так случилось, что ребенок растет в детском доме, то чем ему помочь, чтобы он уверенно вступил во взрослую жизнь? Подарить смартфон? Ноутбук? Это ничего существенного не даст. А вот образование... Дело не только в знаниях. Хороший репетитор — это значимый взрослый. Мы подбираем репетиторов, которые способны установить с ребенком эту связь. У нас был такой случай. Репетитор лежал в больнице — ему делали какую-то операцию, а он из палаты продолжал вести уроки. Дети спрашивали: «Где вы, что с вами?» — и он рассказывал про больницу, про медицину. Такое человечное общение дает ребенку гораздо больше, чем какие-то наставления. И тогда знания совсем по-другому усваиваются.
— У вас прекрасная статистика по этой программе: более половины участников успешно сдают экзамены в техникумы, колледжи или вузы…

— Но не это самое главное. Важно то, что у ребенка формируется самостоятельное мышление. Он учится, задает вопросы, ищет ответы — значит, уже ведет самостоятельную жизнь. И это останется с ним навсегда.

— Дилемма рыбы и удочки? Лучше дать удочку и научить ловить рыбу?


— Да, конечно.